Академия проблем качества РФ
Московское региональное отделение
www.apk-mos.ru
e-mail: info.klm@rostest.ru
тел.: +7(985) 763-50-59
+7(496) 615-52-62
117418, Москва, Нахимовский пр-т, 31

Конференции с участием АПКМОС

17.03.2013

Такова тема прошедшего 15 марта 2013 г. в Общественной палате РФ Круглого стола, посвященного Всемирному дню защиты прав потребителей, в котором приняли участие члены АПКМОС, представители ФБУ «Ростест - Москва» и Института потребительских экспертиз.

Заседание Круглого стола организовано Комиссией по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты совместно с рабочей группой по защите прав потребителей и Союз потребителей РФ.
 
В обсуждении тематики Круглого стола участвовали члены Общественной палаты Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации,  Верховного Суда РФ, Министерства юстиции РФ, Роспотребнадзора, Гильдии Российских Адвокатов, общественных потребительских объединений, эксперты. В числе докладчиков член президиума АПКМОС, Председатель Московского общества защиты потребителей Головкова Н.С.

В условиях вступления России  в ВТО, необходимость совершенствования правовых и организационных механизмов в целях  защиты  потребителя и восстановления его нарушенных прав приобретает все большую значимость в конкретных сферах потребительских правовых отношений: в торговле, медицине, ЖКХ, международном туризме, общественном питании, транспортных услугах и проч. При этом главные цели - соблюдение прав человека, социальная справедливость, доступ всех граждан к правосудию, создание благоприятных условий на рынке товаров и услуг.

Состоявшая в ходе заседания конструктивная дискуссия была направлена на обсуждение наиболее актуальных проблем, связанных с вопросами защиты прав и законных интересов потребителей, в том числе за счет исполнения судебных решений, а также на выработку предложений, направленных на их решение.

Большое внимание было уделено проблемам, связанным с нарушением прав потребителей (как юридических, так и физических лиц) в сфере ЖКХ, финансовых услуг, здравоохранения, торговли, общественного питания,  на транспорте, фальсификации продукции, недобросовестной рекламе и проч. При этом отмечено большое количество (в среднем почти половина) неисполненных судебных решений в пользу потребителей.

Существующее положения дел показывает, что осуществление сильной государственной политики в сфере защиты прав потребителей невозможно без мобилизации сил самого общества. Сегодня государству необходимо активно поддерживать общественные организации по защите прав потребителей, развивать эту форму путем расширения их  полномочий.

Большое значение имеет потребительское просвещение и образование. От того, насколько потребитель знает свои права, уверен и умеет их отстаивать в любой сфере потребительских отношений, зависит социально-экономическое благосостояние государства  в целом. Потребительские знания важно приобретать уже в школе, причем с начальных классов, усваивая их в форме игры.

«Правосудие для потребителей – сейчас», «Потребителю – гарантию исполнения и качество судебных решений» -  ключевая задача, на решении которой должны быть сосредоточены совместные усилия исполнительной, законодательной власти и профильных общественных организаций.

Участники Круглого  подчеркнули, что наряду с мерами по кардинальному улучшению исполнения судебных решений, необходимо сосредоточить внимание на реализации следующих приоритетных задач:

  • проводить публичное обсуждение типовых правовых документов, регламентирующих  права потребителей (договоров на массовые услуги населению и пр.);
  • решить с соответствующими органами вопрос о необходимости включения  потребительских знаний в школьное образование и в образовательные стандарты;
  • установить четкое определение правового статуса и обязательств сервисных центров, Интернет - магазинов и торговли вне стационарных мест;
  • создать организационно - методическую базу обеспечения общественного контроля в сфере ЖКХ, обеспечить проведение общественного контроля управляющих компаний,  добиться установки квартирных приборов учета за счет ресурсоснабжающих организаций и соблюдения тарифов на коммунальные услуги в пределах социальных норм;
  • добиться в договорах на услуги связи исключения услуг третьих лиц;
  • добиваться прекращения «навязывания» ненужных потребителям услуг на транспорте, включаемых в стоимость проезда, а также снижения цен на услуги общественного питания в поездах дальнего следования и пересмотра тарифов на проезд в пригородных поездах при нарушениях графика движения; 
  • обязать авиа-перевозчиков соблюдать Воздушный Кодекс РФ о возврате основной части стоимости авиабилета при заблаговременном отказе пассажира от перелета;
  • добиться от ОСАГО повышения  предельных страховых выплат для покрытия ущерба здоровью в страховом случае;
  • создать базу данных контролирующих организаций РФ и обеспечить доступ к ней;
  • создать Реестр недобросовестных участников рынка,
  • обеспечивать аккредитацию независимых экспертов  по оценке  качества товаров, услуг, работ, представляемых для рассмотрения в суде по искам потребителей.

 


Возврат к списку